Чтобы хорошо жить, нужно хорошо мыслить, и Божественная
Мудрость — назовем ли мы её древним санскритским именем брахма-видья или более
современным греческим именем теософия — является именно тем широким
мировоззрением, которое способно удовлетворить разум как философия и, в то же
время, дать миру всеобъемлющую религию и этику. Некогда было сказано по поводу
христианских священных писаний, что они содержат в себе и такие всем доступные
места, которые ребенок мог бы перейти вброд, и такие глубины, переплыть которые
по силам только гиганту.
Подобное же определение можно сделать и относительно
теософии, ибо некоторые из её учений до того просты и приложимы к жизни, что
любой человек со средним развитием может и понять их и провести их в своем
поведении, тогда как в других таится такая глубина, что самый подготовленный ум
должен напрягать все силы, чтобы овладеть ими.
В этой книге будет сделана попытка изложить перед читателем
основы теософии таким образом, чтобы выяснились её главные начала и истины,
выражающие собой стройное представление о вселенной, а затем дать такие
подробности, которые могли бы облегчить понимание этих начал и истин и их
взаимоотношений. Элементарное пособие не может и претендовать на то, чтобы дать
читателю всю полноту знания, но оно должно дать ему ясные основные понятия,
которые в его воле будет расширить со временем. Очерк, заключенный в этой
книге, даст все основные линии, чтобы при дальнейшем изучении оставалось лишь
заполнить их подробностями, необходимыми для всестороннего знания.
--------------------------------
Давно уже замечено, что великие мировые религии имеют много
общих религиозных, этических и философских идей. Но, тогда как сам этот факт
получил общее признание, причина его вызывает немало разногласий. Некоторые
ученые полагают, что религии выросли на почве человеческого невежества,
вызванные воображением дикаря, и лишь постепенно переработались из грубых форм
анимизма и фетишизма; их сходство приписывается примитивным наблюдениям над
одними и теми же явлениями природы, произвольно объясненными, причем поклонение
солнцу и звездам является общим ключом для одной школы мысли, а фаллическое
поклонение таким же общим ключом для другой школы. Страх, желание, неведение и
удивление приводили дикаря к олицетворению сил природы, а жрецы пользовались
его страхами и надеждами, его туманными фантазиями и его недоумением. Мифы
преображались постепенно в священные писания, а символы — в факты, и так как их
основы были везде одни и те же, то и сходство делалось неизбежным. Так творят
исследователи «сравнительной мифологии», а неучёные люди хотя и не убеждаются,
но замолкают под градом веских доказательств; они не могут отрицать сходства,
но в то же время чувство их протестует: неужели самые дорогие надежды и
высочайшие стремления — ни что иное, как результат представлений дикаря и его
беспросветного невежества? И возможно ли, чтобы великие руководители
человеческих рас, мученики и герои жили, боролись и умирали лишь потому, что
были введены в обман? Неужели они страдали из-за простого олицетворения
астрономических фактов или из-за плохо замаскированных непристойностей
варваров?
Другое объяснение общих черт в мировых религиях утверждает
существование единого первоначального учения, охраняемого Братством великих
духовных Учителей, происхождение которых относится к иной, более ранней
эволюции. Учителя эти действовали как воспитатели и руководители юного
человечества нашей планеты и передавали различным расам и народам поочередно
основные религиозные истины в форме, наиболее подходящей для них. Основатели
великих религий были членами единого Братства, а помощниками их в этой великой
задаче были посвященные и ученики различных степеней, отличавшиеся прозрением,
философскими знаниями или же высокой чистотой жизни. Они направляли
деятельность младенческих народов, устанавливали их образ правления, издавали
для них законы, управляли ими в качестве царей, обучали их как учителя, руководили
ими как священники; все народы древности почитали этих великих существ,
полубогов и героев, оставивших свои следы в литературе, архитектуре и
законодательстве.
Что такие представители человечества действительно жили, это
трудно отрицать ввиду всемирного предания и древних писаний, уцелевших до наших
дней, и ввиду многочисленных развалин и других безмолвных свидетелей, не
имеющих цены лишь в глазах невежественного человека. Священные книги Востока —
лучший показатель величия тех, кто составлял эти книги, ибо кто был способен в позднейшие времена
хотя бы приблизительно подняться до духовной высоты их религиозной мысли, до
озаряющего света их философии, до ширины и чистоты их этических учений? И когда
мы находим, что эти священные книги содержат в себе учения о Боге, о человеке и
о вселенной, которые все тождественны по существу, хотя и разнятся по внешним
формам, неизбежным выводом отсюда является происхождение всех этих учений из единого источника. Этому единому
источнику мы даем имя Божественной Мудрости, в греческом переводе — теософии. Как происхождение и основа
всех религий она не может быть враждебна ни одной религии. Она лишь очищает их,
раскрывая ценное внутреннее значение многого, что утеряло свой первоначальный
истинный вид вследствие невежественного извращения и благодаря наносным
суевериям. Но теософия пребывает во всех религиях и в каждой стремится раскрыть
заключенную в ней мудрость. Чтобы стать теософом, не нужно отказываться от
своей религии. Необходимо лишь более глубоко проникнуть в суть своей
собственной веры, тверже овладеть её духовными истинами и с более широким
кругозором подойти к её священным учениям. В древности теософия вызвала религии
к жизни, в наши времена она же должна оправдать и защитить их. Она и есть та
скала, из которой все мировые религии были высечены, тот родник, из которого
все они вытекали. Перед трибуналом критики разума она оправдывает глубочайшие
стремления и благороднейшие эмоции человеческого сердца; она утверждает наши
надежды на будущее и возвращает нам, облагороженной, нашу веру в Бога. Истина
всего сказанного становится более очевидной по мере того, как мы изучаем
различные Священные Писания. Достаточно взять несколько выдержек из богатого
материала, доступного нам, чтобы установить этот факт и дать изучающему этот
вопрос верное направление в его поисках за дальнейшими доказательствами.
Главные духовные истины могут быть сведены к следующему:
I. Единое. Вечное, Непознаваемое, Реальное Бытие.
II. Из Него[1] — проявленный Бог,
раскрывающийся из единства в двойственность, из двойственности в Троицу.
III. Из проявленной Троицы происходят духовные Разумы,
руководящие порядком Космоса.
IV. Человек есть отражение проявленного Бога и потому в
основе своей троичен; его истинное реальное Я вечно и едино с Я вселенной.
V. Эволюция человека совершается путем многочисленных
воплощений; к воплощению его тянут желания, освобождается же он от
необходимости воплощения путем знания и самопожертвования, становясь
божественным в деятельном проявлении, как он был всегда божествен в скрытом состоянии.
[1]
That; Индусы называют Первоисточник То (Tat), отказываясь придавать ему
какой-либо предикат, какой-либо атрибут. — Прим.
перев.