Один из самых авторитетных трактатов посвящённый
Бусидо — Пути самурая. Так называли в древней Японии свод правил и
установлений, регламентирующий поведение и повседневную жизнь самураев.
*Хагакурэ* переводится как *сокрытое в листве*.
Хотя самурай должен прежде всего чтить Путь Самурая, не
вызывает сомнений, что все мы небрежительны. Поэтому, если в наши дни спросить:
«В чем подлинный смысл Пути Самурая?», лишь немногие ответят без промедления. А
все потому, что никто заранее не готовит себя к ответу на такие вопросы. Это
свидетельствует о том, что люди забывают о Пути.
Небрежение опасно.
***
Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки очень
важно. В этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах
служения. Однако, делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие стороны
человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди
полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи. Если
после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди думают,
что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение. Делать так — все равно что
наставлять человека, упрекая его в слабоумии. При этом ты заботишься только о
том, чтобы облегчить себе душу.
Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в
состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и
убедиться, что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него,
подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли. В
зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать — с помощью письма
или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй любой
предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих
недостатках, не упоминая его слабые стороны — но так, чтобы он сам задумался о
них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто
изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки.
Это очень трудно. Если недостаток человека опирается на
многолетнюю привычку, скорее всего совладать с ним тебе не удастся. Я знаю об
этом по себе. Быть откровенным со всеми своими знакомыми, указывать другим на
их ошибки и всегда помнить о том, чтобы быть полезным своему хозяину — вот что
значит проявлять сострадание слуги. Но если ты просто заклеймил человека, как
ты можешь ожидать, что он станет от этого лучше?
***
Мастер меча преклонных лет сказал следующее:
«В жизни человека есть этапы постижения учения. На первом
этапе человек учится, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает себя и
других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также
бесполезен, но он осознает свое несовершенство и видит несовершенство других.
На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других
людей и сожалеет о недостатках своих друзей. Такой человек уже может быть
полезен. На высшем же этапе человек выглядит, так, словно ничего не знает».
Это общие этапы. Но есть также еще один этап, который важнее
всех остальных. На этой стадии человек постигает бесконечность
совершенствования на Пути и никогда не считает, что прибыл. Он точно знает свои
недостатки и никогда не думает, что преуспел. Он лишен гордости, и благодаря
своему смирению постигает Путь до конца. Говорят, мастер Ягю однажды заметил:
«Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя».
Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более
искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным,
чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.
***
Вот некоторые из записанных изречений Ямамото Дзинъэмона:
«Если ты уразумеешь одно дело, тебе откроются также восемь
других.
Притворный смех выдает у мужчины недостаток уважения к себе,
а у женщины — похотливость.
Как бы ты ни говорил, формально или неформально, всегда
смотри в глаза слушающему. Вежливое приветствие следует произносить один раз, в
начале беседы, и больше не повторять. Говорить, потупив взгляд, неучтиво.
Нехорошо ходить, засунув руки в разрезы по бокам хакама.
Прочтя книгу или свиток, лучше всего сжечь их или выбросить
прочь. Говорят, что чтение книг — дело императорского двора, тогда как дело
самурая из рода Накано — крепко сжимать дубовую рукоять меча и стяжать воинскую
доблесть.
Самурай без клана и без лошади — не самурай вообще.
Кусэмоно —человек, на которого можно положиться.
Говорят, что человек каждый день должен подниматься в четыре
утра, мыться и причесывать свои волосы. Он должен есть, когда восходит солнце и
ложиться спать, когда становится темно.
Самурай ковыряет в зубах зубочисткой, даже если он ничего не
ел.
Внутри — шкура собаки; снаружи — шкура тигра.»
***
Попав под дождь, ты можешь извлечь из этого полезный урок.
Если дождь начинается неожиданно, ты не хочешь намокнуть и поэтому бежишь по
улице к своему дому. Но, добежав до дома, ты замечаешь, что все равно промок.
Если же ты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты промокнешь, но зато не
будешь суетиться. Так же нужно действовать в других схожих обстоятельствах.
***
Говорят, что, совершив ошибку, нужно тут же ее исправить.
Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта. Но если пытаться
прикрывать ошибку, события примут еще более неблагоприятный оборот. Если ты
оговорился, но тут же поправился, твое неудачно сказанное слово не возымеет
плохого действия, и тебе не нужно о нем беспокоиться. Но если кто‑то упрекнет
тебя, будь готов сказать ему: «Я объяснил вам причину своей оговорки.
Прислушайтесь к голосу разума. Поскольку я сказал это случайно, к моим словам
следует относиться так, будто они вообще не были произнесены, и поэтому винить
в данном случае некого». Никогда не следует говорить о других людях и тайных
делах. Кроме того, в разговоре всегда нужно следить за реакцией собеседника.
***
Основной принцип каллиграфии — не делать небрежных движений,
однако при этом движения кисти могут стать неловкими и закрепощенными. Нужно
пойти дальше этого и научиться умело отходить от нормы. Этим принципом надлежит
руководствоваться и в других делах.
***
Мастер Иттэй говорил: «Если ты помолишься о чем‑то, оно
обязательно сбудется. Когда‑то давно в нашей провинции не росли грибы мацутакэ.
Люди, видевшие их в провинции Камигата, стали молиться о том, чтобы они росли в
наших краях, и вот теперь их можно встретить по всей провинции Катаяма. Мне бы
хотелось, чтобы в будущем в наших краях росли японские кипарисы. Поскольку
этого хочу не только я, в будущем они обязательно появятся здесь. Чтобы это
случилось, все должны молиться об этом».
***
Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно
просто не беспокоиться. Когда сталкиваешься с трудностями, нужно смело и
радостно бросаться вперед. Преодолевая препятствия одно за другим, ты будешь
действовать в соответствии с пословицей: «Чем больше воды, тем выше корабль»
***
Беспринципно считать, что ты не можешь достичь всего, чего
достигали великие мастера. Мастера — это люди, и ты — тоже человек. Если ты
знаешь, что можешь стать таким же, как они, ты уже на пути к этому.
Мастер Иттэй говорил: «Конфуций стал мудрецом потому, что
стремился к учению с пятнадцатилетнего возраста, а не потому, что учился на
старости лет». Это напоминает буддистское изречение: «Есть намерение, будет и
прозрение».