«Сто одна история о дзэн» (101 ZenStory). Здесь приводятся
подлинные случаи из жизни китайских и японских учителей дзэн на протяжении
более, чем пяти столетий.
«Бездвернаядверь» (The Gateless Gate).Это сборник задач – коанов, применявшихся
учителями дзэн для направления своих учеников к освобождению, впервые
записанный китайским наставником в 1228 г.
«Десять быков» (10 Bulls). Это перевод знаменитого китайского комментария стадий
осознавания, ведущих к просветлению, иллюстрированный здесь одним из ведущих в
Японии современных мастеров гравюры.
«Сосредоточение» (Centreing) – перевод древней санскритской рукописи, древнее
учение хранившееся в Кашмире и в других местах Индии более четырех тысячелетий;
его вполне можно считать прародителем дзэн.
Первый дзенский патриарх Бодхидхарма принес Дзен в Китай из
Индии в шестом веке. Согласно его биографии, записанной в 1004 году китайским
учителем Догеном, после 9 лет, проведенных в Китае, Бодхидхарма захотел
вернуться домой и собрал вокруг себя всех своих учеников, чтобы испытать, что
они поняли, учася у него.
Дофуку сказал: "По-моему, истина находится вне
утверждения или отрицания, так как это лишь путь, по которому она
движется".
Бодхидхарма произнес: "У тебя моя кожа".
Монахиня Содзи сказала: "По-моему, она подобна взгляду
Ананды на землю Будды - он увидел ее однажды и навсегда".
Бодхидхарма сказал: "У тебя моя плоть".
Дойку сказал: "Четыре элемента - свет, воздух, жидкость
и твердое тело - пусты (т.е. включены в себя, содержательны), а пятый - не
вещественен. По-моему, невещественность (т.е. дух) и есть реальность".
Бодхидхарма сказал: "У тебя мой костяк".
Hаконец Эка склонился перед учителем и остался в молчании.
Бодхидхарма сказал: "У тебя моя сущность".
Старое учение Дзен так свежо, потому что его помнили и
хранили. Здесь, в этой книге, части его кожи, плоти, костей, но не его сущности
- ее нельзя найти в словах.
Прямота и ясность учения Дзен заставляют многих думать, что
оно появилось во времена Будды (500
г.до н.э.). Читатель может сам решить для себя эту
проблему сам, потому что в первых книгах он найдет знания Дзен, проблемы для
ума, ступеньки для ума, и подобное же учение обнаружит в книге, отделенной от
Дзен веками.
Проблема нашего разума, касающаяся сознательного и
подсознательного знания уводит нас глубоко в современную жизнь. Отважимся ли мы
открыть наши двери источнику нашего бытия? Зачем существуют плоть и кости?
Пол Репс
Из предисловия к русскому изаднию книги
(от автора перевода Владимира
Нелина):
Считается, что каждый
имеет природу Будды. Имею ли ее я? – спросил монах у мастера дзен.
- Не имеешь, - ответил
мастер. Тогда монах спросил:
- Если буддийское
писание утверждает, что все наделено природой Будды, почему же ее нет у меня?
Деревья и камни, горы и реки – все имеет природу Будды. Если это так, почему же
я не имею ее?
- Кошки и собаки, горы
и реки – все имеет природу Будды, но ты – нет.
- Но почему?
- Потому, что ты
спрашиваешь!
Д.Т.Судзуки.
Пробуждение дзэн.
Дзэн-буддизм. Кому-то из нас повезло соприкоснуться с ним
через книги Дж. Селинджера (особенно ярко выражен он в рассказе «Тедди»),
кому-то встречались безымянные самиздатские переводы с английского и японского
– даже искаженные многочисленными перепечатками, они излучали мягкую нежность
отношения к действительности, демонстрировали полное отсутствие страха смерти,
природную непосредственность, ошеломляющий юмор. Некоторым повезло ощутить дух
дзэн в японской поэзии – в маленьких, но каких-то очень емких трехстрочных
стихотворениях хайкю (хокку) и пятистрочных танка.
Мы не перестаем восхищаться китайской и японской живописью,
их крохотными, но такими удивительно живыми фигурками, бережно вырезанными из
дерева, кости или камня. Дивимся мастерству, не представляя, откуда при этой
скупой изобразительной манере такая в них красота. И дело тут не просто в
прославленном трудолюбии мастеров Востока – нет; это упорная, многолетняя
перестройка себя, это выжигание из своего индивидуального всего шлака, который
отделяет нас от Вселенской Души. Это – дзэн.
Современный учитель дзэн Д.Т.Судзуки (1870-1966), сам
прошедший подготовку в дзэнском монастыре и испытавший просветление в
результате упорной медитации над коаном именно так, как рассказывают об этом
многие истории этой книги – пишет, что главное стремление японского художника –
это тесно сроднится с Жизнью, «все порождающей, всепроникающей и все
одушевляющей», сроднится с духом дзэн. Даже овладев всей необходимой в его
профессии техникой, он не может на этом остановиться, ибо еще испытывает
недостаток чего-то важного. После многих лет отработки техники великих мастеров
художник вдруг замечает, что эта техника сковывает его, что он не творит, а
только подражает. И вот тогда он может пойти к мастеру дзэн и попросить, чтобы
тот ввел его в свое святилище. Когда дзэн осознается, то дух его воплощается у
художника – в живописи, у скульптора – в скульптуре, у танцора – в танце, у
садовника – в устройстве сада…